«Бойцы невидимого фронта», или Зачем нужны авиадиспетчеры
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
«Бойцы невидимого фронта» – это про авиадиспетчеров. Они управляют всем, что происходит с самолётом на лётном поле аэродрома, и даже вне его. Касается не только пилотов, но и технических служб. Правда, для нас с вами как пассажиров, это остаётся незаметным. Зачем нужны авиадиспетчеры? Чтобы самолёты летали безопасно и по расписанию. Звучит просто, но работа очень сложная и ответственная. Во всём мире свыше 50 тысяч представителей этой профессии. Ведь над одной Россией протянулись восемьсот воздушных трасс.
Вообще, выпускают в небо и принимают лайнер на посадку не один, а четыре диспетчера. Они передают самолёт друг другу – как эстафетную палочку. Первый сотрудник диспетчерской разрешает пилотам запустить двигатели и следит за самолётом до взлётно-посадочной полосы. Второй диспетчер разрешает воздушному судну взлёт или посадку, ведёт его до 200-метровой высоты и может отправить на второй круг при необходимости. После взлёта самолета его берёт под опеку третий диспетчер. Он контролирует набор высоты или, наоборот, снижение лайнера в радиусе километров сорока. И наконец, четвертый диспетчер ловит самолёты на подходе и распределяет их по воздушным коридорам.
Одни – только для прибывающих рейсов, другие – для улетающих. Есть ещё и пятый диспетчер. Он начинает следить за авиалайнером, как только тот взлетит километров до 6. Он же наблюдает за пролетающими транзитными самолётами. Крылатые машины не должны сближаться как минимум на 10 километров – ну и прямо друг над другом летать не должны. Работают авиадиспетчеры в три смены: с утра, днём и ночью. Перед началом – медосмотр и инструктаж. Каждые пару часов диспетчер делает обязательный перерыв. А если самолётов много – то и каждый час; но и людей на смене тогда трудится больше. Работа сложная, поэтому и дней отпуска за неё полагается вдвое больше обычного.
Для общения с российскими рейсами диспетчеры используют русский язык, а для зарубежных – английский. Говорить им приходится много: у каждого сотрудника в работе одновременно несколько лайнеров. Все переговоры с экипажем записываются. Раньше диспетчеры сообщали пилотам о погодных условиях в районе аэропорта. Но эту работу автоматизировали – теперь погодную сводку на определенной частоте начитывает робот. А сейчас связь «диспетчер-пилот» ещё и переводят на смс-ки. Это не значит, что «земля» и «воздух» будут наперебой слать друг другу смайлики. Текстовые сообщения содержат часть технической информации, на которую не нужно реагировать мгновенно – к примеру, разрешение и дальше набирать высоту или следовать к определенной точке маршрута. Да и канал радиосвязи становится свободнее.
Слушайте свежие выпуски передачи в разделе программ на сайте.
Дорожное радио – вместе в пути!