Бесплатный общественный транспорт
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
Весна в Люксембурге началась с отличного подарка жителям – весь транспорт в этой европейской стране стал бесплатным. Билетные автоматы исчезли на станциях электричек, остановках трамваев и автобусов. Так что теперь люксембуржцы экономят по 2 евро на каждой поездке. Не то, чтобы местные жители так сильно в этом нуждались. Люксембург — самая богатая страна Европы по ВВП, где на каждого жителя приходится свыше ста тысяч евро в год. К тому же налоги никуда не делись, и их часть теперь пойдёт на обеспечение транспорта. Однако факт-фактом: теперь на планете есть государство, где транспорт полностью бесплатен. Пусть даже страна эта по площади размером с Москву. Теперь единственный способ заплатить за поездку по Люксембургу — сесть в первый класс международного поезда.
Зачем же делать весь транспорт бесплатным? Чтобы избавиться от дорожных заторов. В Люксембурге живут около 600 тысяч человек, но ещё тысяч 200 каждый день ездят сюда на работу из соседних Германии, Франции и Бельгии. Плюс зажиточность местных жителей означает, что они активно покупают автомобили. Небольшой Люксембург — лидер еврозоны по дорожным пробкам и количеству автомашин. Их приходится почти 700 на каждую тысячу жителей. Отсюда и непростая дорожная обстановка. Власти надеются, что с появлением бесплатного общественного транспорта на него пересядет хотя бы пятая часть автомобилистов.
Изначально отменить плату за проезд хотели ещё прошлым летом, но подготовка проекта немного затянулась. Дело в том, что Люксембург обзавелся трамваями ещё полтора столетия назад. Но в 60-х гг от электротранспорта полностью избавился. Тогда ставку наивно сделали на развитие автомагистралей и личные автомашины. Теперь ясно, что это не работает — все дороги просто стоят в пробках. Тогда трамвай решили вернуть.
Пару лет назад современный рельсовый транспорт снова появился на улицах Люксембурга. Он соединяет центр с северными районами, аэропортом и электричками. Полностью городскую сеть развернут в будущем году, а в перспективе скоростной трамвай выйдет даже за пределы города, и эдакой комфортной электричкой доедет до соседних городов. Но пока это только планы.
Любопытно, что в историческом центре Люксембурга отсутствует контактная сеть над улицами — и трамваи километра 4 проезжают на автономном ходу. Они используют накопленный батареями заряд: современные технологии это позволяют. А трамвай и пригородные поезда пока соединяет необычный транспорт — фуникулёр. Он тоже бесплатный, на нём работают два больших вагона (человек на 200 каждый). За минуту они поднимают своих пассажиров по склону холма из района Pfaffenthal к началу трамвайной ветки. А прямо напротив можно увидеть ещё один подъёмник — стеклянный лифт, помогающий добраться в другой люксембургский район (Ville Haute).
Слушайте свежие выпуски передачи в разделе программ на сайте.
Дорожное радио – вместе в пути!