Бесплатные авиабилеты, происхождение слова «тарифы» и первые кондукторы
Бесплатные авиабилеты
Сегодня поговорим о билетах на общественный транспорт. В Германии появляется бесплатный проезд на городских автобусах за просмотр рекламы. Сегодня выяснилось, что авиабилеты могут стать бесплатными, правда, в ближайшие лет десять. Так считает Майкл О'Лири, глава одной из самых известных низкобюджетных авиакомпаний Райанэйр. По его мнению, полёты могут окупаться выплатами аэропортов. Схема работает примерно так. Пассажиры получают бесплатные билеты, и заполняют самолёты. Битком набитые авиалайнеры приземляются в аэропорту, и довольные путешественники отправляются тратить сэкономленные деньги в магазинчиках воздушной гавани. Эти деньги и помогут компенсировать затраты на полёт и обслуживание самолёта. Причем, как для перевозчика, так и для аэропорта. Скорее всего, бесплатными будут рейсы в небольшие аэропорты. Они сильнее заинтересованы в увеличении пассажиропотока.
Тарифы на проезд
Что это такое, знают все, а вот откуда пришло к нам слово «тариф», не так известно. Это название системы платежей происходит от названия небольшого города Тарифы возле Гибралтарского пролива. Это – самый южный город Европы – и самый близкий к Африке. Раньше арабские народы правили на обоих берегах пролива. Они взимали плату со всех судов, проходивших через пролив. Сумма зависела от качества и количества груза или числа пассажиров. Размеры сборов были записаны в специальных таблицах. Позже такие появились и в других странах, а слово «тариф» стало употребляться повсеместно.
Кондукторы
История тарифов и билетов неразрывно связана с теми, кто эти билеты проверяет – контролёрами. В Москве первые контролёры появились вместе с первым же общественным транспортом, в открытых дилижансах-линейках. По легенде, кондуктор собирал деньги за проезд вместо кучера потому, что извозчики много пили и доверять им деньги было боязно. Затем профессия контролёра перебралась в конки, а потом и в электрические трамваи, автобусы и троллейбусы. Оплата зависела от дальности поездки. Пассажир на входе сообщал, куда едет, кондуктор выдавал ему соответствующий билет и делал на билете надрыв. Единый тариф появился только во время войны, в июле 1943 года, и только на трамвае. Поездка стоила 15 копеек независимо от дальности поездки, а в другом транспорте постоянный тариф ввели в конце 50-х. Тогда же на смену кондукторам повсеместно стали приходить кассовые автоматы. Впрочем, минусов у новой системы было много: вместо полной суммы в автоматы бросали копейку-другую, воровали кассы, отрывали себе билеты за бесплатно, да и сдачи с крупной купюры было некому дать. В 80-х автоматы исчезли окончательно. Продавать проездные билеты взялись либо кондукторы, либо водители, в зависимости от города. Теперь же удачно действует смешанная схема. Пассажир прикладывает электронный билет к валидатору в салоне, а контролёры неожиданно появляются и собирают зайцев.
Дорогие слушатели, мы рады сообщить вам, что у «Дорожного радио» появился подкаст программ! Теперь, независимо от времени и места, вы всегда сможете прослушать программы любимой радиостанции!
Инструкцию, как подписаться на подкаст «Дорожного радио», вы можете найти здесь.