Белорецкая узкоколейная железная дорога
Когда-то она была одной из самых разветвленных и длинных во всём мире. 105 лет назад она соединила Белорецк с Транссибирской магистралью. Тогда за три года уложили 150 км узкоколейных путей. Поезда начали возить руду в сторону Уфы уже в 1912 году. Вторую ветку строили уже после Гражданской войны, при большевиках, к Туканским рудникам, а потом и в глухую тайгу, где заготавливали лес, торф и камень. Местные поезда называли «Кукушки», потом появились тепловозы. У вагонов даже была автосцепка, редкая для узкоколеек.
Пассажирские поезда состояли из восьми вагонов и ходили каждый день от Катав-Ивановска до Белорецка и обратно. Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным способом добраться до Белорецка, доставить оттуда железо с местных заводов, а в годы ВОВ составы везли к Транссибу, а потом на фронт ещё и местных жителей-добровольцев.
Увы, теперь Белорецкой узкоколейки не существует. Первый её участок разобрали ещё в 60-х. Тогда в Белорецк пришла железная дорога с широкой колеей. С 2002-го постепенно отменяли поезда, потом ветки признавали ненужными и закрывали. Вместо тепловозов начинали ходить дрезины, потом они исчезали, и местным жителям приходилось мастерить самоходные платформы с мотоциклетными двигателями. В итоге снимали рельсы, проходились бульдозером, и движение останавливалось.
Окончательно узкоколейку убрали в 2007-м, аккурат к её 95-летию. Точную протяженность узкоколейной дороги на Белоречье уже не установить, слишком много было веток к разным поселениям. Известно лишь, что длина линий превышала 300 километров. Сейчас в тайге остались только стены депо, семафоры, и мосты, по которым когда-то бежали вагончики. Да у бывшей станции Тирлян есть разделенная надвое скала. Вообще, узкоколейка старается объезжать горы и другие препятствия, но здесь в начале 20-го века для путей вручную прорубили сотни метров горной породы. В Белорецке об уникальном транспортном памятнике России напоминает только пара локомотивов на заводской стороне города: старые паровоз и тепловоз на берегу реки.
Дорожное радио – вместе в пути!