677 ЛиАЗ – история легендарного автобуса
В РОССИИ
Последние автобусы этой модели ушли в историю. Последние пара десятков ЛиАЗов работали в Арзамасе. Четверть века с лишним этот транспорт уже не выпускают; и с середины нулевых автобус постепенно сменили модели поновее. Исключение составил Арзамас. Там ЛиАЗы с числом «677» в названии задержались надолго. Пару зим назад местные студенты на морозе даже сняли шутливый короткий фильм о том, как трудно часами дожидаться автобуса на остановке. Видимо, их призывы были услышаны, и Москва тогда отправила в Арзамас три десятка ЛиАЗов поновее. А в уходящем году появились и новые газомоторные автобусы.
ИСТОРИЯ
677-й ЛиАЗ был самым массовым автобусом в истории страны. За три десятка лет Ликинский завод в Подмосковье выпустил их почти 200 тысяч, если считать многочисленные модификации. Но самая известная модель, с индексом «М», выпускалась с 78-го года. Желтые и красные очертания этого автобуса знакомы каждому. По сравнению с предшественником, 158-м ЗИЛом, у автобуса был гидроусилитель руля и даже первая в стране АКПП. Правда, у неё было все две передачи. За этот комфорт водитель платил летом -- буквально поджариваясь рядом с раскаленным двигателем по правую руку. Часто в кабине вешали два зеркала заднего вида – изначально, чтобы были видны билетные кассы в начале и конце салона. Под полом при поездке громыхала трансмиссия, а двигатель от грузовика Урала съедал по 50 литров топлива на сотню.
По сравнению с предшественником тот ЛиАЗ мог похвастать не только противоударным бампером и новыми фарами, но и люками в крыше. Но за это некоторые окна лишились форточек, и стали аварийными выходами. Нам, как пассажирам, пожалуй, не забыть три ступеньки на входе в первую дверь автобуса, и две – в последнюю. А ещё покатый пол и запасное колесо, висевшее внутри салона на задней площадке. Когда пассажиров набиралось достаточно, на колесе ехали ребятишки помладше. Какими только прозвищами не награждали 677-й ЛиАЗ за тесноту. Вообще, он был рассчитан на 110 пассажиров: но по рассказам водителей, да и по ощущениям, вмещалось внутрь человек 200. Впрочем, миллионы людей эти автобусы возили в жару и мороз, и спасибо им, что помогали добраться до места назначения.
Дорожное радио – вместе в пути!