118 лет русскому троллейбусу
Впервые автобус на электрическом ходу увидели жители Германии. Весной 1882 года своё детище представил инженер Вернер фон Сименс, основатель известной компании. Небольшой экипаж успешно проехал по берлинскому пригороду, питаясь от натянутых над ним электрических проводов. Сименс назвал свою машину «Электромот» (Electromote). Как и современные троллейбусы, их дедушка питался двухфазным электричеством от двух параллельных проводов, натянутых над дорогой. Естественно, ещё не придумали металлических штанг – тех самых «рогов» троллейбуса. Поэтому сверху к машине просто спускался провод, болтавшийся за спиной водителя. Сейчас «рога» троллейбуса прижимаются к проводам контактной сети особыми токоприёмниками – их называют «башмаки». А тогда сверху на провода ставили небольшую тележку с колёсиками. В немецком языке она называлась Kontaktwagen. Английская пресса, рассказывая о новинке, использовала просто слово «тележка», trolley. Отсюда и название.
Ещё пара десятилетий ушла на то, чтобы от опытов перейти к реальным перевозкам пассажиров. А 13 апреля 1902 года (если считать по новому стилю) в Санкт-Петербурге испытали первый российский троллейбус. Выпустили его на заводе Петра Фрезе. Там уже конструировали автомобили, грузовики, а заодно электроаккумуляторы. По конструкции первый троллейбус мало отличался от бензиновых грузовичков компании «Фрезе». Спереди – лавка для водителя, за его спиной – грузовая площадка, с торчащей в центре штангой токоприёмника. Сверху к нему крепилась тележка Сименса, доработанная французом Луи Ломбар-Жереном. Вообще, троллейбус изобретали всем миром. Инженеры и ученые со всего мира вносили свой вклад.
Русский ученый Фёдор Пироцкий придумал, как передавать электроэнергию по надземным рельсам. Опыты проходили в 70-х годах XIX-го века на небольшой железной дороге под Сестрорецком в нынешней Ленобласти. Правда, в итоге своё изобретение он опробовал на рельсовом транспорте. В США разработками занимался Харви Д.Диббл (Harvey D. Dibble). Его транспорт выглядел как крытый дилижанс человек на 10, и чем-то напоминал единорога. А именно – штангой, которая находилась над головой водителя, и была направлена вперёд. Немец Макс Шиманн (Max Schiemann) успешно строил электро-грузовики. Они работали в 12 городах, и как локомотивы могли тащить за собой сразу несколько грузовых телег. Шиманн придумал тот самый токоприемник со штангами. С небольшими изменениями его конструкция до сих пор в ходу.
Что касается той, первой электроповозки, её успешно обкатывали в одном из питерских заводских дворов. А вот запустить новый вид транспорта удалось только 30 лет спустя, в Москве. Но об этом поговорим в следующих выпусках.
С вами был Александр Карпин. Желаю вам только приятных и безопасных поездок любым транспортом.
Дорожное радио – вместе в пути!
Фото: depositphotos.com