Как прошла репетиция парада московских трамваев
Тяжелое темное небо, ветер. В это неуютное время освещенные желтыми лампочками старинные вагоны кажутся единственным теплым местом в городе. Ночная репетиция парада трамваев – дело традиционное. Как она проходит, рассказывает глава «Мосгортранса». Из трамвайного депо имени Апакова стартует колонна из 15 трамваев. Среди них поезд из двух вагонов – «Фонарный» и «Нюрнбергский» – у него световой фонарь на крыше. «Фонарных» вагонов сохранилось всего два, а когда-то десятки таких весело и быстро рассекали дореволюционную столицу.
Меня сажают в другой экспонат. «Коломенский моторный» – вагон, которые все видели во многих советских кинокартинах. Это в нем по цветущей Москве катался интеллигентный Хоботов из фильма «Покровские ворота», этот трамвай едет с «зайцами» на подножке в фильме «Место встречи изменить нельзя». Внутри удобные деревянные поручни. Они согреваются от человеческих рук и потом долго держат тепло.
Водитель, Станислав Евгеньевич, говорит, что в параде старинных трамваев участвует уже третий год. Сам он работает в Бауманском депо, куда пришел после железной дороги. Он ловко управляет трамваем. Чувствует себя частью истории.
Движется колонна среди темноты. Случайные прохожие останавливаются, делают снимки. Здесь не только пассажирские трамваи. Есть, например, вагон-очиститель. Евгений Михайлов ласково зовет такие «снежками». «Снежки» и сейчас в строю, убирают пути от снега.
Но самый интересный экспонат присоединяется к шествию ближе к Чистопрудному бульвару. Это конный вагон. Он двухэтажный. Нижняя часть застеклена, а на второй этаж ведет винтовая лестница. Барышням 19 века наверх путь был закрыт, подняться в пышном платье по лестнице не представлялось возможным. Конка, как и в далекие времена, запряжена четырьмя лошадьми.
Вся колонна останавливается на Чистопрудном бульваре. Никто не запрещает подходить к лошадям с огромными добрыми глазами. Знает ли эта белогривая, что в 1872 году её далекие родственники проходили маршрут от Иверских ворот до Белорусского вокзала, возили красивых да напудренных, стуча подковами о мостовую?
Старинные трамваи выходят размяться раз в год, а вот трамвайное дело живет. Евгений Михайлов рассказывает про «Витязь-М». Это современный трамвай, в нем и спутниковая навигация, и климат-контроль. Он тише, мягче идет. Шесть дверей, так что посадка быстрая.
«Витязь» тоже в колонне. На фоне старичков он кажется транспортом из фантастического фильма. Но это не фантастика. Скорее, течение времени, которое могут ощутить все москвичи, и, как принято, говорить, гости столицы, которые придут на выставку старинного транспорта в субботу, 15 апреля.
Фотографии: Аркадий Шишманов
Текст: Елена Кононова